Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Вера, 59 - 23 сентября 2007 20:21

Отредактировано:19.12.07 17:37
Я -мим, и сегодня у меня траур -мой учитель пантомимы был учеником великого МАРСЕЛЯ МАРСО.
[B][SIZE=+1]Скончался "Чарли Чаплин пантомимы" Марсель Марсо[17:55 / 23.09.07] [/SIZE][/SIZE][/B]

Марсо (настоящее имя Маркель Мангель) родился в еврейской семье в 1923 году в Страсбурге. Отец Марсо погиб в Освенциме, а сам Маркель и его брат Аллен скрывались от нацистов, помогая детям бежать в Швейцарию. Он также служил переводчиком у Шарля де Голля.
Одной из самых выдающихся заслуг Марсо считается послевоенный ренессанс пантомимы: возрождение искусства тишины через двадцать лет после появления звукового кино. Наибольшую известность миму принес образ клоуна Бипа, "маленького человека", напоминавшего персонажей Чарли Чаплина.
Его дар уникален. В своем искусстве он Бог. Его искусство - старинное и вечное. Грустное и веселое. Это пантомима, которая так же как и драма, "родилась на площади". Он - мим. Имя этого великого мима знает и почитает весь цивилизованный мир.
Что знали о нем мы прежде? Известно было, что родом он из Франции, принадлежит ей по духу, унаследовал культуру, в том числе и театральную, этой великой страны. Знали мы также, что, появившись на сцене вскоре после окончания второй мировой войны, он был учеником выдающегося актера Жана-Луи Барро. Именно Жан-Луи Барро в получившем мировую известность фильме Марселя Карне "Дети райка" сыграл великого мима Франции XIX века - Дебюро. Вот такая протянулась цепочка преемственности...
На сценах Советского Союза Марсель Марсо появился как гастролирующий артист впервые в 1957 году. В Ленинграде он выступал на просторной сцене Дворца культуры имени Ленсовета...
Хрупкий изящный человек, с лицом - выбеленной маской балаганного Пьеро, с приподнятыми словно в немом вопросе дугами бровей и красным скорбным ртом, с необычайно трепетными большими руками - он завораживал зал. Свои миниатюры - нехитрые истории "Человеческой комедии" - он преподносил и раскрывал пластически. Его жест как будто пел. В нем были особые стаккато и легато. Послушное воле артиста тело отзывалось каждой клеточкой. Выразительными были не только руки, но и спина, плечи, шея, каждый поворот корпуса... Подобной виртуозности еще никто не видел!
Его герой Бип был создан Марселем Марсо под воздействием восхищения Чарли Чаплиным. Бип - по сути также маленький человек в различных, чаще всего неблагоприятных обстоятельствах. Но Бип также и alter ego артиста. Миниатюры с участием Бипа наполнены сочувствием к бедняге, которому не слишком везет на пиру жизни. Вот, например, сценка "Бип на светском рауте": герой, попав в обстановку роскоши, слегка "поднабрался", надо полагать, голова его слегка закружилась, и он облокотился словно о буфетную стойку о ... краешек воздуха. Технически осуществлялся грандиозный трюк, ибо сцена была пуста. Дабы создать видимость того, что он прислонился к чему-то, артист принял такую позу, так "завис" на вытянутом носке и полуопрокинутой спине, что было абсолютно непонятно, где центр его тяжести, где опора... Ощущение головокружения он передавал взглядом, недоуменно растерянно обводящим все вокруг. Казалось, все вокруг него покачивается.
А в другой сценке Бип должен был, сидя за столом, выслушивать собеседников справа и слева. Собеседник слева рассказывал что-то очень печальное, собеседник справа - очень веселое. Учтивый Бип должен был внимать каждому с соответствующим выражением лица. Налево - печалиться. Направо - смеяться. Темп все учащался, лицо Бипа - Марселя с закрепленными для каждого случая масками мелькало стремительно: налево, направо, " быстро, быстрее, быстро как только можно", пока не доходило до абсурда...
А вот этюд "Против ветра". Через всю сцену от кулисы к кулисе медленно - шаг вперед, два шага назад, преодолевая сумасшедшую силу ветра, движется человек. Преодоление пути дается ему неслыханным перенапряжением. И когда он завершает свой путь, то вызывает восхищение мужеством и человеческой волей... Позже этот этюд я увидела на кинопленке и на всю жизнь запомнила глаза актера при крупном плане - мучительную боль и конечное торжество...
Знаменитые миниатюры "В городском саду", "Создатель масок" и уникальные "Юность, Зрелость, Старость и Смерть". Последняя, конечно, аллегория.
Он начинал с позы, какая известна по учебникам анатомии о положении эмбриона - жизнь только зародилась! Но вот она дана человеку, и он выпрямляется. Вот первые шаги. Вот уже и стремительная поступь юности! Вот шаг чуть замедлен... Годы берут свое. Чуть сгорбились плечи... Опущена голова... Вновь тело принимает скрюченную позу, как бы уменьшаясь, сворачиваясь до того же положения эмбриона. О, нет! Это не иллюстрация. Это трагическое воплощение скоротечности бытия. Меньше чем за пять минут Марсель Марсо показывал эпопею человеческой жизни, для которой романисту понадобились бы тома...
Менять можно лишь маски! Как и делает один из его персонажей: Создатель масок. Он примеряет одну за другой маски, обозначающие определенное настроение. Но чаще всего примеряет маску смеха... И вдруг оказывается - она приросла! Эту маску он снять не может. Мускульная гримаса остается навеки. Наказание? Возможно. Постоянное притворство не проходит даром...
В сущности искусство Марселя Марсо глубоко гуманистично и сострадательно. Он подмечает, подтрунивает и заставляет взглянуть на обстоятельства и людей с высоты Надвременного...

(по материалам прессы).

Марсель Марсо будет похоронен завтра на парижском кладбище Пер Лашез, сообщает NEWSru.
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.